ПЛАН РАБОТЫ психологической службы

ПЛАН РАБОТЫ

психологической  службы  в МБОУ Митякинская СОШ

 

Цель психологического сопровождения:

Содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

 

 

Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:

·         Психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально – психологического климата в образовательном учреждении;

·         Мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;

·         Разработка и внедрение психологических программ, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений, трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся;

·         Содействие формированию у учащихся УУД (универсальных учебных действий) как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

·         Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании учащихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию.

 

5.1. ПСИХОДИАГНОСТИКА.

 

Виды работы

Цель работы

Форма отчетности

Сроки

1

Стартовая диагностика сформированности универсальных учебных действий учащихся 1 класса

Определение уровня сформированности  универсальных учебных действий у учащихся 1 классов в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. 

Аналит. справка,

рекоменд

Сентябрь

2

Диагностика адаптации учащихся 1 класса (определение внутренней позиции школьника, мотивов учения, Люшер, тревожность Прихожан, «Рисунок человека»)

Изучение сформированности мотивов учения, определение эмоционального состояния ребенка в школе, умственного развития, выявление уровня школьной тревожности.

Аналит. справка,

рекоменд

Октябрь

3

Диагностика адаптации учащихся 5 класса (мотивация Н.Г.Лускановой, «Открытое письмо родителям», тест школьной тревожности Филлипса)

Изучение сформированности мотивов учения, определение эмоционального состояния ребенка в школе, выявление уровня школьной тревожности.

Аналит. справка,

рекоменд

Октябрь

4

Диагностика сформированности универсальных учебных действий учащихся 2-4 класса:

 

Получение  информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС. Изучение самооценки, мотивации, тревожности, познавательных процессов.

Аналит. справка,

рекоменд

В течение года

5

Диагностика сформированности универсальных учебных действий учащихся 5-9 классов

Получение  информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации ФГОС. Изучение самооценки, мотивов учения, отношения к учебным предметам, школьной тревожности, изучение познавательных процессов, готовности к саморазвитию, креативности.

Аналит. справка,

рекоменд

В течение года

6

Диагностика детей группы социального риска.

 

 

Анализ особенностей учащихся группы риска.

Аналит. справка,

рекоменд

В течение года

7

Диагностика видов одаренности.

Выявление одаренных детей.

 

Аналит. справка,

рекоменд

В течение года

8

Диагностика суицидального поведения:

Опросник суицидального риска Т.Н.Разуваевой (8 – 11 кл.)

Опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности»

(8 – 11 кл.)

Шмишек «Акцентуации характера»

(8 – 11 кл.)

 

 

Экспрессдиагностика суицидального риска.

 

Определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

 

Выявление акцентуаций характера у подростков.

 

Аналит. справка,

рекоменд

В течение года

9

Диагностика детей «группы риска возникновения кризисной ситуации», выявленных через анкетирование (тест Люшера, «Незаконченные предложения», тест Кучера Костюкевича «Пословицы»)

Определение эмоционального состояния.

Исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения.

Аналит. справка,

рекоменд

В течение года

10

Диагностика выбора профильного направления образования уч. 9 кл:

ДДО (опросник Е.Климова)

 

Тест Д.Холланда«Профессиональный тип личности»

 

Исследование сформированности профессиональных предпочтений учащихся.

 

Определение социальной направленности личности старшеклассников.

Аналит. справка,

рекоменд

Февраль

11

Диагностика готовности к школьному обучению будущих первоклассников с целью выявления  детей, отстающих  в обучении и развитии.

(тест школьной зрелости Керна-Йерасека, графический диктант Эльконина, стандартная беседа о школе Нежновой)

Выявление и изучение готовности к школьному обучению будущих первоклассников: умение внимательно слушать и выполнять указания; развитие познавательных процессов; исследование внутренней позиции школьника и характера ориентации на учебную деятельность

Аналит. справка,

рекоменд

Март

 

 

 

5.2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА.

 

Виды работы

Цель работы

Форма отчетности

Сроки

1

Работа с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

Адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной среды.

Программа

Журнал

В течение года

2

Работа с одаренными детьми.

 

Коррекция и развитие видов одаренности, направленные на развитие личности учащегося.

Программа

Журнал

В течение года

3

Индивидуальные (групповые) занятия с учащимися группы социального риска

Предупреждение возникновения явлений дезадаптации у обучающихся; формирование личностных, нравственных качеств у учащихся.

Программа

Журнал

В течение года

4

Занятия по программе адаптации первоклассников «Здравствуй школа – это Я!»

Психологическая поддержка учащихся в период адаптации к новой ситуации развития; предупреждение школьной дезадаптации и тревожности.

Программа

Журнал

В течение года

5

Занятия по адаптационной программе с учащимися 5 класса «Мы – пятиклассники».

Создание комфортных психологических условий и помощь пятиклассникам в процессе адаптации к обучению в средней школе.

Программа

Журнал

В течение года

6

Занятия по программе «Учимся общаться» для учащихся 6 класса.

Налаживание взаимодействия в группе детей, формирование группового доверия, отработка и закрепление навыков взаимодействия, развитие самооценки младших подростков.

Программа

Журнал

В течение года

7

Занятия по программе «Жизненные трудности человека на пороге взросления» для учащихся 7 класса.

 

Развитие у учащихся умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Программа

Журнал

В течение года

8

Занятия по программе «Мой внутренний мир» для учащихся

8 класса.

Помочь подросткам лучше узнать себя, свои сильные стороны, развивать чувство собственного достоинства, преодолевать неуверенность, страх; способствовать самопознанию, формированию образа Я.

Программа

Журнал

В течение года

9

Занятия по программе «Самоопределение и достижение жизненных целей» для учащихся

10 класса.

Развитие качеств личности учащихся, способствующих успешной социализации и самореализации в жизни.

Программа

Журнал

В течение года

10

Тренинговые занятия по программе «Формула успеха» для учащихся 9 класса (подготовка к ОГЭ).

 

Оказание психологической помощи учащимся при подготовке и сдаче ОГЭ.

Программа

Журнал

В течение года

11

Занятия для учащихся 9 – 10классов по программе «Профориентация для старшеклассника»

Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.

Программа

Журнал

В течение года

 

5.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ   ПРОФИЛАКТИКА  И  ПРОСВЕЩЕНИЕ.

 

Виды работы

Цель работы

Форма отчетности

Сроки

1

Родительское собрание в 1 кл.

«Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению»

Сформировать представление родителей о роли семьи по формированию готовности ребенка к школе.

Тезисы

Журнал

 

В течение года

2

Родительское собрание во 2 – 3 кл.

«Развитие памяти и внимания младшего школьника»

Дать информацию о способах помощи ребенку с недостатками памяти, о причинах невнимательности

Тезисы

Журнал

 

В течение года

3

Родительское собрание в 4 кл.

«Особенности адаптационного периода при переходе ребенка в 5 класс»

Осуществлять психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.

Тезисы

Журнал

 

В течение года

4

Родительское собрание в 5 кл.

«Мой ребенок уже пятиклассник»

 

Осуществлять психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.

Тезисы

Журнал

В течение года

5

Родительское собрание в 6 кл. «Чувство взрослости»

Помочь родителям в определении индивидуальных принципов взаимодействия для построения гармоничных отношений с подростками .

Тезисы

Журнал

 

В течение года

6

Родительское собрание в 7 кл.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Показать роль семьи в воспитательном процессе, раскрыть сотрудничество семьи и школы; способствовать сближению родителей и детей.

Тезисы

Журнал

 

В течение года

7

Родительское собрание в 8 кл.

«Значение общения со сверстниками и взрослыми в жизни подростка»

Познакомить с особенностями подросткового периода; помочь родителям наладить контакт с детьми.

Тезисы

Журнал

 

В течение года

8

Родительское собрание в 9 и 11 кл.

«Как подготовить ребенка к сдаче экзаменов»

Оказание психологической помощи родителям в подготовке выпускника к сдаче экзаменов.

Тезисы

Журнал

 

В течение года

9

Собрание с родителями будущих первоклассников: «Как подготовить ребенка к школьному обучению»

Помощь родителям в подготовке детей к школьному обучению.

Тезисы

Журнал

 

В течение года

10

Семинар для учителей:

«Значение среды при воспитании ребенка. Различные педагогические среды, их ключевые характеристики и алгоритмы формирования».

Акцентировать внимание на значении в воспитательном процессе сформированной педагогической среды; осознать собственную позицию и личный вклад в создание определенной среды в конкретном учебном заведении.

Тезисы

Журнал

 

В течение года

11

Профилактические беседы с учащимися.

Психологическое просвещение школьников.

Тезисы

Журнал

 

В течение года,

по запросу

 

 

5.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.

 

Виды работы

Цель работы

Форма отчетности

Сроки

1

Консультирование учащихся школы.

Индивидуальная психологическая поддержка.

Журнал консуль

таций, рекомен

дации.

По запросам, в течение года

2

Консультирование родителей.

Оказание психологической помощи родителям в воспитании и обучении ребенка.

3

Консультирование учителей (классных руководителей).

Консультативная психологическая помощь, поддержка, сопровождение.

4

Консультирование семей «группы риска», опекаемых.

Психологическая поддержка и сопровождение.

 

 

5.5. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАБОТА.

 

Виды работы

Цель работы

Форма отчетности

Сроки

1

Анализ научной и практической литературы.

Повышение уровня психологических знаний

План самообразо-

вания

В течение года

2

Анализ и планирование деятельности.

Выполнение плана работы

График работы на неделю

Каждая неделя

3

Разработка программ коррекционно-развивающей направленности для индивидуальной и групповой работы для начальных, средних и старших  классов.

Выполнение плана работы

Программа

Журнал коррекционно-развивающей работы

По плану

4

Разработка стендовой информации и рекомендаций психологической направленности для учащихся, родителей, педагогов.

Повышение уровня психологических знаний учащихся, их родителей, учителей.

 

В течение года

5

Оформление отчетной документации, аналитических справок.

Выполнение плана работы

График работы на неделю

Каждая неделя

6

Подготовка к диагностической, коррекционной, просветительской работе.

Выполнение плана работы

График работы на неделю

Каждая неделя

7

Обработка и анализ результатов диагностических обследований.

Выполнение плана работы

График работы на неделю

Каждая неделя

8

Участие в семинарах, конференциях

Повышение уровня психологической компетентности

Командировки

Журнал

Рекомендации

По запросу

 

5.6. ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА.

 

1

Участие в заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума

В течение года по плану ПМПК

Журнал

В течение года