Охрана и укрепление здоровья

В МБОУ Митякинской СОШ в 2016-2017 учебном году  для охраны и укрепления здоровья, релаксации, психологической разгрузки была создана сенсорная комната, в которой работает педагог-психолог Брюзгина М.В.

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это – профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению. Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

Работа в сенсорной комнате организуется в следую­щих направлениях:

  • релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции;
  • использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей дошколь­ного возраста сенсорных функций: зрительного и слухо­вого восприятия, осязания и пространственного восприя­тия;
  • непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития челове­ка, развития его самооценки и становления как личности.

Оборудование сенсорной комнаты:

Релаксационный блок:

Пуфик-кресло с гранулами — удобное сидение, наполненное полистирольными гранулами, которые слу­жат идеальной опорой для сидящего или лежащего чело­века, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике можно расслабиться и наблю­дать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. 

Активизирующий блок — оборудование со свето-оптическими эффектами:

Ковер «Млечный путь» — светооптические волокна, вплетенные в черную легкую ткань, завораживают эффек­том мерцания. В темной комнате на стене то загораются, то гаснут разноцветные звездочки. Детское панно «Кривое зеркало»

Панно «Кривое зеркало» - это изогнутое зеркало вставленное в рамку. Зеркало сделано из небьющегося зеркального пластика. Двигаясь, меняя положение, ребе­нок видит, как меняются комната и размеры отдельных частей его тела: головы, глаз, рта, рук, туловища и т.д 

Зеркальный шар — является идеальным оборудова­нием для любой сенсорной комнаты. Если узкий луч света от прожектора, направить на зеркальный шар, подвешен­ный к потолку, то по стенам и полу плавно заскользит бесконечное множество бликов, «солнечных зайчиков». С помощью релаксации человек может воздействовать на последствия стрессовых ситуаций, возникающих на его жизненном пути, тем самым, предотвращая психосомати­ческие нарушения в своем организме.

Для достижения состояния релаксации педагог- психолог чаще всего ис­пользует такие методы расслабления, как нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, медитация, контроль дыхания, то есть при помощи релаксационного тренинга.

Релаксационный тренинг — это система упражнений, направленных на расслабление и успокоение. Тренинг включает в себя упражнения на мышечное расслабление, успокоение, отвлечение мыслей человека от тревожащих его событий.

Воздействие сенсорной комнаты создает невидимый мост между ребенком и взрослым, увеличива­ет воспитательный потенциал, развивает творческое мышление и умение удивляться.

В настоящее время в образовательных учреждениях широ­ко используются разные виды тренингов.

Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрез­мерной утомляемостью, эмоциональной истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с нарушени­ями характера, с задержками психического и речевого развития, а также страдающими психосоматическими за­болеваниями. На таких занятиях дети изучают различные приемы саморегуляции, что помогает им преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять эмоциональное напряжение, дает возможность выразить свое «Я». Основная цель данных занятий — развитие ребенка как субъекта общения, как субъекта отношения к самому себе и к другим людям. Упражнения, включаемые в каждое занятие, являются важным элементом, позволяющим улучшить самочувствие и тем самым создать основу для усвоения больших объемов информации. Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Стимулирующие упражнения не только повышают энергетический потенциал, но и обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность движений, успокаивают и уравновешивают.

Основные задачи комплексных занятий:

 

  • обеспечить успешную адаптацию детей в ОУ;
  • формировать у них представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
  • развивать умение чувствовать и понимать других;
  • повысить уровень их самооценки, уверенности в себе;
  • развивать творческие способности и воображение детей;
  • развивать любознательность, наблюдательность; Методические приемы, используемые на занятиях:
  • беседы;
  • подвижные игры, игры в круге;
  • релаксационные упражнения;
  • рисование, стеновая аппликация;
  • психогимнастические упражнения;
  • психологические этюды;
  • активное слушание музыкальных произведений.