Коррекционно-развивающая работа лиц с ОВЗ

Организация обучения и воспитания

обучающихся с ОВЗ

на 2016- 2017 учебный год

 

МЕРОПРИЯТИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

·       Предоставление обучающимся с ОВЗ специальных средств обучения индивидуального пользования  в постоянное пользование

 

·       Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий

Групповые и индивидуальные коррекционные занятия не требуются

·       Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ОВЗ

Доступ в здание организации обеспечен в соответствии с программой школы «Доступная среда»

·       Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ОВЗ

Виды помощи:

•       Консультации учителей по учебным предметам;

•       консультации психолога;

Коррекционно-развивающее направление.

 За прошедший период проводилась групповая развивающая работа с учащимися 1, 5-11 классов, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоление трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот учебный год было проведено 70  групповых коррекционно-развивающих занятий.

Проводились индивидуальные коррекционные занятия  с детьми «группы риска» с использованием  различных приёмов по снятию  агрессии, повышению  самооценки, обучению  навыкам саморегуляции. Проведено 20 индивидуальных занятий.

Однако, несмотря на проделанную работу, обучающиеся, стоящие на различных профилактических учетах, воспитываются в социально-неблагополучных семьях, где отсутствует систематический контроль со стороны родителей, а так же наблюдается низкая мотивация у обучающихся и их родителей (законных представителей) к получению психологической помощи, поэтому данное направление остается актуальным и в следующем учебном году.

Также индивидуальная работа проводилась с учащимися 1-4 классов, имеющими трудности в учебе. Проведено 40 индивидуальных занятий.

Основная тематика индивидуальных коррекционно-развивающих занятий:

- развитие внимания, памяти, мышления;

- развитие произвольности;

- работа с агрессией;

- развитие коммуникативных навыков.

Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной как по отзывам самих участников, так и по динамике. Однако стоит обратить внимание на усиление групповой работы с учащимися 9 и 11 классов. Низкая посещаемость занятий учащимися, возможно, связана со следующими проблемами: недостаточная мотивированность учащихся, высокая «загруженность» учащихся в связи с подготовкой к экзаменам. 

Выводы.

Проведенную групповую развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности. Необходимо сделать акцент на мотивирование учащихся к участию в групповой работе, проанализировать трудности и их причины, скорректировать программы коррекционно-развивающей работы.

 

Проведение групповых и индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ и инвалидами.

Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Предварительная работа: изучение методической литературы по данной теме, изготовление дидактический пособий, создание картотек игр для детей с ОВЗ.

Ход проведения:

Согласно ФГТ, содержание коррекционной работы должно быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание им помощи в освоении общеобразовательной программы.

Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:

·         выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

·         осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

·         возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграцию в образовательном учреждении.

Решение обозначенных целей и задач может быть связано с организацией системы коррекционной работы в рамках общеобразовательной программы.

Коррекционная работа должна включать в себя перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими общеобразовательной программы, предусматривающих в том числе:

В содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкального руководителя, воспитателя, специалистов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ОВЗ.

В коррекционо-развивающей деятельности используются 5 видов игр:

1. Игры на развитие слуховых ориентировочных реакций;

2. Игры на развитие понимания речи;

3. Сенсорные игры;

4. Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности;

5. Игры с водой, песком;

6. Игры на развитие психических процессов (мышление, память, внимание, восприятие).

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как игра повышает умственную активность ребенка, именно в игре развиваются основные психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь), навыки общения, эмоционально-волевая сфера.

Особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, домино; карточки, предназначенные  для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести иконструкторы. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Когда малыш строит, он ориентируется на некоторый образ, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Конструируя что-то, т.е. соединяя части друг с другом, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий.

Причем следует отметить, что игры с разнообразным строительным материалом полезны как мальчикам, так и девочкам.

Для игр можно использовать и бытовые предметы, например, прищепки:

·         Прикрепите прищепки к одежде малыша, попросите его снять их.

·         Вырежьте из картона зелёный треугольник, предложите ребенку надеть ёлочке "иголочки", вырежете солнышко, предложите добавить лучики.

·         Прищепки можно цеплять к подходящим пластиковым мискам, банкам, стаканам, металлическим банкам от кофе, сушилкам для белья.

·         Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.

·         К палочке привяжите шнурок с магнитом на конце или купите игрушечную удочку. Налейте в тазик воду, бросьте в нее прищепки и ловите их магнитом.

5.     Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой и песком, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения.

В песочной терапии используются игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Например «Отпечатки наших рук», «Что спрятано в песке?», «Испечём оладушки».

Используются различные музыкальные и изобразительные средства:

Рисование: карандашами, красками с использованием нетрадиционных видов: при помощи пальчиков, кулачков, ладоней в сопровождение музыки: детские песенки, звуки природы, классические произведения

Кроме этого, в работе с детьми используются инновации, это мультимедийные презентации. Используются такие презентации, как «Классификации чувств», «Знакомство с цветом», «Давайте посчитаем», «В гостях у сказки». С помощью одних презентаций идёт ознакомление с помощью других закрепление полученных знаний.

6.     Для развития психических процессов используются такие игры как «Повтори за мной», «Что лишнее», «Чего не хватает», «Запомни», «Что исчезло», «Что изменилось» и т.д.

I I часть (практическая)

 

Демонстрация методических пособий и дидактических игр для работы с детьми ОВЗ.