ООП НОО ФГОС

 

Описание образовательных программ МБОУ Митякинской СОШ

Основная общеобразовательная программа начального общего образования (СКАЧАТЬ)

Основная образовательная программа начального общего образования (далее - Образовательная программа) МБОУ Митякинской СОШ разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Образовательная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

         Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29/12/2012 г.

         СанПиНом 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

    Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. № 373 (с изм. от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015)

     Уставом Школы

   Примерной основной образовательной программой начального общего образования

Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

–         формирование общей культуры, духовно­нравственное,

гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

–         обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

–         становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

–         обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

–         достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ);

–         обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

–         выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

–         организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического творчества и проектно­исследовательской деятельности;

–         участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

–         использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;

–         предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.

Образовательная программа Школы разработана с учетом принципов:

       расширение прав обучающихся и их родителей;

       уважение к личности;

       учет образовательных интересов каждого обучающегося;

       соответствие образовательной деятельности возрасту;

    формирование критериальной оценки деятельности педагогических работников на основе результатов освоения обучающимися Образовательной программы Школы;

       обеспечение полноценного психического и физического развития;

       охрана здоровья.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно­деятельностный подход, который предполагает:

–         воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

–         переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

–         ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

–         признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

–         учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно­воспитательных целей и путей их достижения;

–         обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;

–         разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Образовательная программа Школы составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся начальной школыс учетом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа — особый этап в жизни ребенка, связанный:

–          с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

–          с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

–          с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

–          с формированием у школьника основ умения учиться

и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;

–          с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

–          с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

–          центральные психологические новообразования, формируемые на данном уровне образования: словесно­логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково­символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

–          развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно­познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности уровня начального общего образования.

Образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть составляет 80%, часть, формируемая участниками образовательных отношений - 20% от общего объема Программы.

Школа знакомит родителей (законных представителей) обучающихся (участников образовательных отношений):

                             с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в Школе;

                             с их правами и обязанностями в части формирования и реализации Образовательной программы НОО, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом Школы;

                             с правами и обязанностями (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения обучающимися Образовательной программы НОО.

Программа адресована:

                             обучающимся и родителям для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности учреждения по достижению обучающимся образовательных результатов; для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможности их взаимодействия.

                             учителям для углубления понимания смысла образования на уровне начального общего образования и качества ориентиров в практической деятельности;

                             администрации учреждения для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися ООП НОО;

                             учредителю для повышения объективности оценивания образовательных результатов учреждения, для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности школы.

Этапы реализации ООП НОО:

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников основная образовательная программа начального образования условно делится на три этапа: Первый этап - переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе.

Цель: обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности.

Второй этап

Цель - конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса.

Этот период характеризуется тем, что:

1)     оформляется мотивация учения, зарождаются познавательные интересы, выходящие за рамки учебных предметов;

2)     происходит формирование учебной деятельности в классе.

3)     самостоятельность ребенка достигает того уровня, когда часть учебной работы на этапе коррекции своих действий он может и стремится выполнить сам, без посторонней помощи;

4)     складывается коллектив класса как учебное сообщество;

Третий этап имеет переходный характер. Этот этап апробирования в разных ситуациях сконструированного в совместной деятельности «инструмента» учебной деятельности, рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться.

Цель данного периода начального образования - обеспечить некризисный переход школьников с начального на основной уровень образования.

Учебный год представляет собой условный отрезок времени в календарном году, выделенный для систематического обучения детей. Учебный год соответствует этапам разворачивания учебной деятельности в классе.

Учреждение несёт ответственность за выполнение ООП НОО перед родителями (законными представителями) обучающихся, обучающимися и учредителем.

         Нормативный срок освоения Образовательной программы составляет четыре года.

         Внеурочная деятельность понимается, как целенаправленная образовательная дея­тельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребностей к участию социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности, участия в содержатель­ном досуге, достижения обучающимися метапредметных и личностных результатов соглас­но ФГОС.

Программы внеурочной деятельности разработаны в соответствии с направлениями внеурочной деятельности:

                     спортивно-оздоровительное;

                     духовно-нравственное;

                     общеинтеллектуальное;

                     общекультурное;

                     социальное.