Образовательные стандарты

Федеральные государственные образовательные стандарты.

 

 

 

     

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

 

     Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание.

     Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

 
Что нового появилось с введением ФГОС?

1.Внеурочная деятельность. Согласно стандарту, в 5-9 классах впервые появится понятие внеурочной деятельности. «Оно обозначает все те активности, которые проходят вне класса, но при этом направлены на прохождение материала, заложенного в основной образовательной программе. Отныне государство берет на себя финансирование таких форм обучения.
Например, какие-либо поездки и экскурсии могут серьезно дополнить и расширить знания, полученные ребятами на уроке», – сообщили в пресс-службе Минобрнауки. Там пояснили, что раньше зарплата учителя рассчитывалась исходя из количества его уроков, однако ситуация изменится. «В рабочее время учителя теперь входят как уроки, так и внеурочная деятельность. Если раньше из бюджета шли деньги только на проведение уроков, сейчас из субъектов РФ в составе норматива идут деньги и на проведение уроков, и на внеурочную деятельность учителя. И плюс еще отдельно финансируется дополнительное образование детей, которое реализуется в школе», – отметили в министерстве. Таким образом, ученики будут иметь право на уроки, внеурочную деятельность и дополнительное образование на бесплатной основе. В начальной школе такая система уже работает, в 10-11 классах появится с 2020 года.

2.Обязательная профориентация в школах. В соответствии с новым стандартом во всех школах, начиная с 5 класса, будут проводить в плановом режиме мероприятия по профориентации учеников. Предусмотрены такие формы, как ярмарки профессий, диагностика школьников, выбор учениками наиболее им комфортного типа деятельности, знакомство с производствами, кратким описанием существующих профессий и пр.
В министерстве рассказали, что в некоторых субъектах профориентация вообще будет проходить в виде отдельного урока, обязательного для всех. Как правило, прямо на предприятиях организаций разного профиля. Кроме того, в России были разработаны и учебники по профориентации. Занятия по ним также будут проходить в экспериментальном режиме в части регионов. «Все это делается для того, чтобы за 5-9 класс дать попробовать ребенку побыть в разных ситуациях, в разных профессиях, в разных статусах. За 5 лет надо дать ребенку понять: «вот это мое», «вот этим я никогда заниматься не буду», – комментируют в ведомстве

3. Два языка. Впервые в стандарте основной школы определен статус второго иностранного языка. Он включен в перечень обязательных предметов в предметной области «филология». Система образования РФ очень многообразна, обучение в школах осуществляется не только на русском языке. Есть школы, в которых изучается, наряду с русским, язык республики. Поэтому не везде может изучаться второй иностранный, но принятый стандарт фактически ориентирует на то, чтобы в большинстве школ изучалось два языка. Введение второго иностранного языка зависит от школы, от администрации. Как правило, в обычной школе это два часа в неделю, во многих специальных лингвистических школах – три часа и более.

4. Новая предметная область. Согласно стандарту, также будет впервые введена новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». «Мы многонациональная, многоконфессиональное государство, и у российской школы появляется вот эта ниша, которая может заполниться региональным, специфическим для каждого региона образованием».

В Минобрнауки уточнили, что это может быть или урок в расписании, или какой-то клуб в рамках внеурочной деятельности, цикл экскурсий, чтобы познакомиться с культурой народов через посещение культовых сооружений. «Это может быть и школьный театр, где ребята будут готовить сами какие-то костюмы, ставить какие-то постановки на языке народа – разные формы. Школе дается право выбора, но это будет обязательно для каждого учреждения», — подчеркнули в министерстве.

Положение

о внедрении в образовательный процесс

МБОУ Митякинской СОШ  ФГОС ООО

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с приказом

Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного Минюстом России 1 февраля 2011 года, рег. № 19644, приказом Министерства образования и науки «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

1.2. Положение о внедрении в образовательный процесс ФГОС ООО  предусматривает порядок внедрения в школе ФГОС; определяет органы, обеспечивающие планирование, организацию и контроль за внедрением стандартов; перечень документации и систему мониторинга деятельности педагогического коллектива по внедрению ФГОС ООО.

1.3. Принятие решения о режиме перехода к ФГОС ООО принимает педагогический коллектив на заседании педагогического совета по согласованию с вышестоящими организациями с учетом имеющихся условий.

1.4. Положение определяет перечень локальных актов, необходимых для эффективного внедрения стандартов второго поколения в образовательный процесс.

2. Порядок внедрения в образовательный процесс ФГОС ООО

2.1. ФГОС ООО внедряется в образовательный процесс с целью повышенияэффективности управления ОУ, совершенствования механизмовобновления ОУ и внедрения инноваций в педагогическуюдеятельность. В связи с этим определяется следующий порядок внедренияФГОС ООО:

 Первый этап – проведение анализа условий, способствующихэффективному внедрению стандартов второго поколения, подготовканормативно-правовой базы ОУ; утверждение плана – графикавнедрения ФГОС ООО с 5 класса ОУ.  Разработка основной образовательнойпрограммы основного общего образования.

Второй этап – разработка плана внутришкольного контроля внедренияФГОС ООО, программы научно-методического сопровождениявнедрения ФГОС ООО, системы непрерывного повышения квалификациипедагогических работников; привлечение родительской общественности.  · Третий этап – осуществление постоянного мониторинга процессавнедрения ФГОГ ООО.

2.2.На первом этапе внедрения создается Координационный совет введения

ФГОС ООО в образовательный процессОУ, который осуществляетинформационное, научно-методическое сопровождениепроцесса введения ФГОС ООО. Руководство работой Координационногосовета осуществляет председатель, избранный из числа членов совета.

2.3.На втором этапе внедрения определяются перспективные направлениядеятельности педагогического коллектива по внедрению ФГОС ООО,включающие: нормативно-правовое обеспечение, финансово-экономическоесопровождение, кадровую политику, информационное обеспечение,материально-техническое сопровождение.

2.3.Третий этап обеспечивает постоянный и непрерывный процесснаблюдения, изучения, сбора информации, анализа и регулирования процесса внедрения с целью оперативного реагирования на возникающие проблемы и определения путей решения данных проблем.

2.4. Ответственность за внедрение ФГОС ООО несет администрацияшколы.

2.5. Информация о внедрении ФГОС ООО размещается на сайте школы.

3. Документация, обеспечивающая внедрение ФГОС ООО.

3.1. Перечень документации разработан в соответствии с методическими рекомендациями по внедрению ФГОС, обеспечивает полную и достоверную информацию о деятельности педагогического коллектива. В составе документации:

  • План-график внедрения ФГОС.
  • Основная образовательная программа для ступени образования, на которой внедряется ФГОС.
  • Программа научно-методического сопровождения внедрения ФГОС.
  • Обновленные должностные инструкции участников образовательного процесса при внедрении ФГОС,  план-график непрерывного повышения квалификации педагогических работников.
  • Договор с родителями на оказание образовательных услуг в рамках ФГОС.
  • План материально-технического оснащения школы для реализации стандартов второго поколения.

3.2. Ответственность за ведение и хранение документации внедрения ФГОС ООО несет администрация ОУ.

4. Система мониторинга деятельности педагогического коллектива по внедрению ФГОС ООО.

4.1. Мониторинг деятельности педагогического коллектива осуществляется сцелью контроля реализации основных направлений внедрения ФГОС ОООпо следующим направлениям:

  • ежемесячный сбор информации о реализации основной образовательнойпрограммы в следующих формах: наблюдение образовательногопроцесса, собеседование с учителями и классными руководителями, краткие отчеты педагогов ОУ, анкетирование учащихся и родителей. Сбор информацииосуществляет руководитель рабочей группы;
  • мониторинг базовых компетентностей педагогов, повышения ихквалификации осуществляется поэтапно зам. директора по УВР.
  • анализ материально-технического обеспечения введения ФГОСпроводится два раза в год зам. директора по УВР.
  • изучение отношения участников образовательного процесса к процессу и

результативности внедрения ФГОС осуществляется класснымируководителями.

мониторинг нормативно-правового обеспечения внедрения ФГОСосуществляется директором ОУ постоянно.

 

4.2.Результаты мониторинга оформляются в виде справок, отчетов,аналитических материалов, презентаций, фото и видео альбомов, дневниковнаблюдений и представляются во время публичных отчетов.

 

4.3. По результатам мониторинга принимаются управленческие решения,которые оформляются в приказах по ОУ.

 

5. Информационное обеспечение внедрения  ФГОС.

5.1. Все участники образовательного процесса имеют равный доступ кинформации о внедренииФГОС.

5.2. Информирование обеспечивается посредством школьного сайтапроведением родительских собраний, инструктивно-методическихсовещаний, публичных отчетов и других форм взаимодействия в рамках государственно-общественного управления школой.

5.3. Ответственность за своевременное представление информации овнедрении ФГОС ООО несет администрация школы.